На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Полезные советы

17 116 подписчиков

Свежие комментарии

  • Елена Козлова
    Интересная идея! Отличное решение для множества затруднительных ситуаций смены температуры.Сшила простейшую ...
  • В К
    Охренеть!Так деньги мало к...
  • Елена Мамонова
    СпасибоВиды стейка или 7...

Почему статьи "как распознать телефонных мошенников" на самом деле вредны

Много уже говорили о волне телефонных мошенничеств, когда якобы "сотрудники службы безопасности Сбербанка" выведывают у людей данные банковских карт и коды доступа, а потом крадут деньги. На этом фоне появилось много статей с заголовками "как распознать телефонных мошенников" и соответствующим содержанием.

 

Почему же эти статьи вредны? Потому что на самом деле не нужно "распознавать мошенников". Если вы начали задумываться, мошенник вам позвонил или действительно специалист банка - значит, вы уже поставили себя под удар. Реально действенный совет должен быть совершенно другим - тем, кто позвонил вам по телефону, не сообщать никаких данных, относящихся к вашим финансам. Даже если позвонившие - действительно сотрудники банка. Позвонившим - не говорить никогда, никому и ничего.

 

НИКОГДА, НИКОМУ и НИЧЕГО. Вообще. Без исключений. Вам позвонили сотрудники банка? Ничего им не говорите. Всё.

 

Теперь объясню подробно. В памятках по безопасности, которые дают банки, расписывается сложно и многословно: PIN-код нельзя сообщать никому, даже сотрудникам банка; код CVC/CVV (три цифры на обороте карты) тоже нельзя никому говорить, но можно вводить на сайтах при оплате; коды из СМС в некоторых случаях надо сообщать сотрудникам банка в офисе, а больше никому нельзя; номер карты можно говорить другим людям, если вы хотите получить перевод; ну и прочее бла-бла-бла в том же духе.


Этим и пользуются мошенники. Они начинают запутывать, давить, торопить, не оставляя времени на обдумывание: "Три цифры на обороте карты - это секретная информация, мы у вас её не спрашиваем, никому её не говорите. Нам нужен только код, который вам сейчас придёт в СМС. Да, его нельзя говорить сотрудникам банка, но это в офисе, а мы отдел безопасности, мы должны вас идентифицировать. Нужно действовать быстро, вы можете потерять деньги" и так далее. В таких условиях у человека мозг "заклинивает" и легко сделать ошибку. Потому-то так много пострадавших.

 

Поэтому наиболее совершенная инструкция по безопасности должна быть краткой и не требовать размышлений вообще. Решение должно быть принято заранее, ещё до того, как возникнет опасная ситуация. Если вы решили, что никому не будете говорить ничего - вам не надо задумываться и торопиться, вы всегда ответите правильно. Вам не нужно будет думать, действительно ли это сотрудник банка или нет. Не нужно думать, можно ли сообщить ему конкретно [что он там спрашивает] или нельзя. Просто не сообщайте никакой информации - и всё.

 

Но если это действительно сотрудник банка?

Может быть и такое, хотя и редко. Однако, если вы ему ничего не скажете - то ничего не потеряете. Вы не обязаны ничего сообщать сотрудникам банка по телефону. Вы вообще не обязаны брать трубку. Банк не имеет права накладывать на вас какие-то штрафные санкции за то, что вы что-то там отказались срочно рассказывать по телефону и отложили всё до ближайшего визита в офис.

А с другой стороны, если вы ошиблись и сказали мошеннику что-то не то - вот тогда "штрафные санкции" точно будут.

Вывод очевиден, не правда ли? Как я уже сказал выше - не сообщать никакой информации.

 

А как же быть, если вдруг действительно у банка есть подозрение на мошенничество?

Не сомневайтесь, банк сам знает, что делать в таких случаях. Банки могут сначала заблокировать карту, а уже после этого попытаться дозвониться до клиента. Банки могут задержать подозрительный перевод на двое суток и в это время пытаться связаться с клиентом. Могут закрыть доступ к онлайн-банку, ничего у вас не спрашивая. В общем, возможностей у банка хватает.

Кроме того, вам вовсе не обязательно сидеть и ничего не делать. Вы тоже можете сделать много что, не сообщая позвонившему никаких данных:

* зайти в свой интернет-банк и там обезопасить свои средства: заблокировать карту, перевести деньги с карты на вклад, или, если у вас есть счёт в другом банке - отправить деньги туда;

* позвонить на горячую линию своего банка и попросить заблокировать карту;

* дойти до банкомата и снять все деньги;

* дойти до офиса банка и лично всё узнать.

 

Разговор с позвонившим должен строиться примерно так:

"- Здравствуйте. Феофан Спиридонович Полиграфов?

- Здравствуйте. Слушаю вас.

- Вас беспокоит Иван Петров, служба безопасности Сбербанка. Скажите, вы пять минут назад осуществляли перевод размером три тысячи пятьсот рублей Шамилю ибн Бендербеку в город Абу-Даби?

- Это конфиденциальная информация, я не могу вам это сообщить по телефону.

- Возможно вы не поняли, у нас есть информация, что в отношении вас совершается мошенничество!

- Хорошо, в ближайшее время я зайду в отделение банка и разберусь.

- Сейчас отделения уже не работают, вопрос надо решать срочно, вы можете потерять все деньги!

- Хорошо, я прямо сейчас перезвоню на горячую линию. Спасибо, до свидания.

- Но эта информация есть только у нас, на горячей линии её пока нет, только мы можем вам помочь!

- Хорошо, тогда, пожалуйста, срочно заблокируйте карту, с которой был перевод.

- Но мы должны идентифицировать вас!

- Блокировка карты осуществляется без дополнительной идентификации.

- Вы ошиблись, по нашим правилам мы должны подтвердить, что...

- Извините, у меня нет времени. До свидания. (завершение вызова, звук отбоя в трубке)"

 

После разговора со "специалистом банка" (неважно, настоящим или нет) - набираем сами номер горячей линии банка, указанный на сайте банка или на карте, и рассказываем им о ситуации. Или заходим в онлайн-банк и там переводим средства или блокируем карту. Или идём пешком до банкомата, или в банк. Или (если вы уверены, что угрозы нет) - продолжаем заниматься своими делами.

 

Очень вероятно, что мошенники (если это действительно они) будут перезванивать. Если им сказать, что вы уже перевели свои средства в другой банк или дошли до банкомата и сняли всё с карты (даже если на самом деле вы этого не сделали) - скорее всего, они отстанут.

 

Периодически мошенники совершенствуют свои схемы. Например, не так давно научились подделывать любые номера. Клиентам того же "Сбербанка" могут позвонить, например, с номера 900. Совет, который до сих пор иногда в статьях по распознаванию мошенников - "сверяйте номер, с которого вам позвонили, с номером вашего банка" - сразу же перестал работать. Но если вы будете следовать простому правилу - не сообщать никакой финансовой информации тем, кто вам позвонил - то вам будет неважно, что там ещё изобрели телефонные мошенники. Какую бы схему они не применили - от вас они ничего не добьются.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх